ДОМЛИТ

PRO

 

УЧЕНЫЕ МИРА - БУДУЩЕЕ  ЦИВИЛИЗАЦИИ

ТВОЙ ДОМ ТАМ, ГДЕ СПОКОЙНЫ ТВОИ МЫСЛИ

КОНФУЦИЙ

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ  СЕГОДНЯ

 

ЛИТЕРАТУРО-ВЕДЕНИЕ

 

ТЕМА МЕСЯЦА

Общество находит в литературе свою действительную жизнь,

возведенную

в идеал,

приведенную в сознание.

 

 

Виссарион Белинский

ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского»
Институт филологии
Кафедра русского языка и литературы
 


10 - 11 октября 2022 года
г. Липецк
 

Уважаемые коллеги!

Кафедра русского языка и литературы Института филологии приглашает вас принять участие в работе Всероссийской научной конференции «Роман Ф.М. Достоевского “Бесы” в контексте духовной традиции и “большого времени” русской культуры», посвященной 150-летию выхода произведения в свет и проблемам понимания отечественной классики в контексте современного литературоведения.      

 

150-летие выхода в свет романа «Бесы», актуального в контексте современной эпохи и возвращенного в национальное самосознание только лишь на исходе XX века, ставит проблему понимания духовного смысла как катастрофы русского человека на культурно-историческом переломе, что закономерно отражается и в художественных исканиях отечественной словесности XX–XXI веков. Литературоведческая аксиология предполагает освоение романа как трагедию человеческой души, познавшей безбожие.

 

Конференция состоится 10-11 октября 2022 года. Возможен онлайн-формат. Принимаются заявки  и от начинающих филологов. Планируется работа студенческой, магистрантской и аспирантской секций, проведение круглых столов и мастер-классов, выступление участников конференций в СМИ и перед научно-педагогической общественностью.

 

По материалам конференции планируется издание сборника статей (с присвоением изданию ISBN), который будет отражен в российской наукометрической базе РИНЦ и размещен в научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU.

 

Работа конференции планируется по следующим направлениям:

1.           Проблемы понимания духовного смысла романа Ф.М. Достоевского «Бесы» в историко-литературной науке XIX-XXI вв.;

2.           Православная аксиология в духовном опыте героев романа Ф.М. Достоевского «Бесы»;

3.           Отечественная история в художественном мире романа Ф.М. Достоевского «Бесы»;

4.           Место романа «Бесы» в художественных и духовных исканиях Ф.М. Достоевского;

5.           Наследие Ф.М. Достоевского в творческом сознании русских писателей XX-XXI веков: к 60-летию публикации повести «Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицына;

6.           Роман Ф.М. Достоевского «Бесы» и его связь с историко-литературным опытом Европы;

7.           Языковое своеобразие романа Ф.М. Достоевского «Бесы» и особенности идиостиля писателя;

8.           Роман Ф.М. Достоевского «Бесы» в вузовском и школьном курсе литературы.

 

Программа конференции предусматривает пленарное заседание, работу секций, проведение круглых столов, презентацию новых научных изданий. В дни работы конференции для участников запланирована культурная программа.

 

Подробная программа конференции будет сформирована и разослана участникам конференции по окончании приема заявок и материалов. Ознакомиться с дополнительной информацией можно на сайте конференции, перейдя по ссылке: http://www.rusculturetime.ru/index.html

 

Для участия в конференции необходимо:

·отправить заявку (см. Приложение 1);

·отправить материалы для публикации, оформленные в строгом соответствии с требованиями (см. Приложение 2), до 1 сентября 2022 г. на электронный адрес vs.antonov2002@gmail.com (пресс-секретарь оргкомитета Антонов Василий Андреевич);

В теме письма указать «Достоевский – 2022» и фамилию участника.

Заявка и статья высылаются отдельными файлами.

Оргкомитет будет рассматривать заявки и материалы, присланные только на указанный адрес (vs.antonov2002@gmail.com)

 

Оргкомитет конференции:

Председатели оргкомитета:

·Попова Елена Александровна, д. ф. н., проф., зав. кафедры (8(4742)32-84-37), rusyaz_lipetsk@mail.ru

·Кондратьев Александр Степанович, к. ф. н., доц. (8-905-682-79-82, sir.kondratiev2016@yandex.ru)

ЛИТЕРАТУРО-
ВЕДЕНИЕ

 

ИМЕНА  МЕСЯЦА

ДОМЛИТ  ПРЕДСТАВЛЯЕТ

 

 МЫСЛИТЕЛЕЙ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЕЖЕМЕСЯЧНО 

ВЫКЛАДЫВАЕМ ПО РАЗДЕЛАМ

НА САЙТЕ!

 

ДОМЛИТ  ПРЕДСТАВЛЯЕТ

 

ХУДОЖНИКОВ И АРХИТЕКТОРОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЕЖЕМЕСЯЧНО 

ВЫКЛАДЫВАЕМ ПО РАЗДЕЛАМ

НА САЙТЕ!!

 

 

 

 

 

"Поэт-классик смотрит на искусство

как на строительство прекрасного;

поэтическое произведение есть прекрасное здание, подчиненное в своем строении априорным законам прекрасного;

важно, чтобы построенное здание

имело внутреннее равновесие,

было закончено и совершенно

и подчинялось единому художественному закону". 

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ  СЕГОДНЯ

 

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ  СЕГОДНЯ

 

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ  СЕГОДНЯ

 

 

Виктор Максимович Жирмунский 

(21.07/02.08 1891, Петербург - 31.01. 1971 г., Ленинград) - выдающийся советский филолог-языковед, литературовед, фольклорист, основатель и глава отечественной школы германистики. 

"Mощь и величие русского языка являются неоспоримым свидетельством великих жизненных сил русского народа, его оригинальной и высокой национальной культуры и его великой и славной исторической судьбы ", - Виктор Владимирович Виноградов.

"Mощь и величие русского языка являются неоспоримым свидетельством великих жизненных сил русского народа, его оригинальной и высокой национальной культуры и его великой и славной исторической судьбы ", - Виктор Владимирович Виноградов.

Литературная теория

(с греческого — наблюдение, исследование) —

это отрасль литературоведения,

которая научно осмысливает и обобщает закономерности,

а также особенности развития художественного творчества,

разрабатывает и систематизирует литературные понятия.

Она может быть разделена на два вида:

сравнительную (основывается на изучении текстов

из различных источников, стран, эпох)

общую литературную теорию 

(основывается на изучении её формы)

 

Литературная теория как абстрактная,

обобщающая и отдельная наука формировалась постепенно

на основе размышлений, анализа художественного творчества,

искусства вообще.

В процессе дифференциации гуманитарных знаний

сформировалась в конце XVIII—XIX веков,

продолжая взаимодействовать с философией, 

эстетикой, поэтикой, историей литературы 

и литературной критикой.

 

Также система научных понятий,

которую ввела эта теория литературы, является достаточно сложной и разнообразной. Она может делиться на несколько разделов.

 

Прежде всего теория литературы изучает сущность,

содержание и форму художественной литературы,

её специфику и её функции как самостоятельного вида искусства и самостоятельной науки.

Далее в литературную теорию входит её разделение на роды и жанры.

 

Рене Веллек написал сочинения на тему теории литературы в 8 томах (о том, какова литературная теория в разных эпохах и странах).

 

Основными жанрами, которые изучает теория литературы, являются монография, статья, обзор, эссе.

К основным задачам теории литературы принадлежит

рассмотрение закономерностей развития языка художественной литературы, особенностей стихосложения и тому подобное.

 

Литературове́дение (лат. lit(t)eratura, — «написанное» от lit(t)era — «буква» + ведать — «знать») — наука, изучающая художественную литературу как явление человеческой культуры. Следует различать литературоведение и литературную критику.


Главные отрасли: теория литературы, история литературы. Некоторые учёные[кто?] также выделяют фольклористику как главную отрасль литературоведения.

В литературоведении есть много направлений, в том числе нетрадиционных — психоаналитическое и психиатрическое.

Вспомогательными дисциплинами являются библиография, текстология, палеография.


Русский термин «литературоведение» является калькой с нем. Literaturwissenschaft[1]. Немецкий термин введён германистом Эрнстом Эльстером в его книге Prinzipien der Literaturwissenschaft (1897). В русском языке слово «литературоведение» появилось в начале 1920-х, в широком употреблении с 1924—1925 годов

ли

История литературы — историческое развитие литературных трудов в прозе или поэзии, которое было призвано обеспечить развлечение, просвещение или инструкцию читателю/слушателю/наблюдателю, а также развитие литературных методов, используемых в этих трудах.

История литературы началась в бронзовом веке с изобретения письменности в Месопотамии и Древнем Египте (рубеж четвертого и третьего тысячелетий до н. э.). Однако первые известные литературные произведения датируются XXVII—XXVI вв до н. э.

История литературы

 

Литература Древнего мира

Шумерская

Древнеегипетская

Аккадская (Ассиро-Вавилонская)

Хеттская

Хурритская

Угаритско-финикийская

Классическая литература Древней Азии

Древнекитайская

Древнеиндийская

Древнеиранская

Древнееврейская

Античная литература

Древнегреческая

Древнеримская

Средневековая литература

Древнеанглийская

Древнеболгарская

Французская куртуазная литература

Немецкая

Византийская

Древнерусская

Литература Нового и Новейшего времени

Возрождение (Италия

Франция

Англия

Германия

Нидерланды

Испания и Португалия)

 

XVII век

 

Барокко

 

Классицизм

 

XVIII век

 

Просвещение

 

XIX век

 

Романтизм

 

Реализм

 

Золотой век русской литературы

 

XX век и XXI век

 

Модернизм

 

Постмодернизм

ИЛИ

ЛИНГВИСТИКА  СЕГОДНЯ

 

ЗАДАТЬ ВОПРОС

ЛИТЕРАТУРОВЕДУ