ДОМЛИТ

PRO

 

УЧЕНЫЕ МИРА - БУДУЩЕЕ  ЦИВИЛИЗАЦИИ

ТВОЙ ДОМ ТАМ, ГДЕ СПОКОЙНЫ ТВОИ МЫСЛИ

КОНФУЦИЙ

ФИЛОСОФИЯ  СЕГОДНЯ

 

ФИЛОСОФИЯ

 

ТЕМА МЕСЯЦА

Язык —

лучший

посредник

для установления дружбы

и

согласия.

 

Эразм Роттердамский

Научная конференция «Прорыв к трансцендентному: конференция памяти П.П. Гайденко»
2022-03-22 10:00 29-30 марта 2022 г. состоится Всероссийская научная конференция ПРОРЫВ К ТРАНСЦЕНДЕНТНОМУ: КОНФЕРЕНЦИЯ ПАМЯТИ П....
Круглый стол «Человек: открытая целостность»,
2022-01-14 10:00 Круглый стол Человек: открытая целостность* 14-15 января 2022 г. ПРОГРАММА Динамика трансформации социальн...
III Всероссийская научная конференция «Революция и эволюция»
2021-11-26 00:00 III Всероссийская научная конференция Революция и эволюция: модели развития в науке, культуре, социуме (26–2...
Международная научная конференция «Бренное и вечное: мифология и социальные технологии цифровой цивилизации»
2021-11-22 00:00 Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное обра...
Научный журнал «Universum: общественные науки» 11 (79)
2021-11-18 00:00 18 ноября 2021 г. — 18 ноября 2021 г., срок заявок: 18 ноября 2021 г. Научный журнал Universum: общественные науки 11 (79) Выс...
XLVI МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЧТЕНИЯ «ДОСТОЕВСКИЙ И МИРОВАЯ КУЛЬТУРА»
2021-11-08 10:00 XLVI Международные чтения "Достоевский и мировая культура" 8-10 ноября 2021, Музей Достоевского XLVI Международные ...

ФИЛОСОФИЯ

ИМЕНА  МЕСЯЦА

ДОМЛИТ  ПРЕДСТАВЛЯЕТ

 

 МЫСЛИТЕЛЕЙ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЕЖЕМЕСЯЧНО 

ВЫКЛАДЫВАЕМ ПО РАЗДЕЛАМ

НА САЙТЕ!

 

ДОМЛИТ  ПРЕДСТАВЛЯЕТ

 

ХУДОЖНИКОВ И АРХИТЕКТОРОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЕЖЕМЕСЯЧНО 

ВЫКЛАДЫВАЕМ ПО РАЗДЕЛАМ

НА САЙТЕ!!

 

 

«Прекраснее всего — мир, ибо он творение Бога»;

«Больше всего — пространство, ибо оно объемлет всё»;

«Быстрее всего — ум, ибо он обегает всё»;

«Сильнее всего — неизбежность, ибо она властвует всем»;

«Мудрее всего — время, ибо оно раскрывает всё»;

«Что на свете трудно?» — «Познать себя!»

АПРЕЛЬ

ОКТЯБРЬ

ФИЛОСОФИЯ  СЕГОДНЯ

 

ФИЛОСОФИЯ  СЕГОДНЯ

 

ФИЛОСОФИЯ  СЕГОДНЯ

 

Филосо́фия (др.-греч. φιλοσοφία дословно «любомудрие; любовь к мудрости») — особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках, предельно обобщающих понятиях и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познания, бытия человека, об отношении человека и мира.. К задачам философии на протяжении веков относились как изучение всеобщих законов развития мира и общества, так и изучение самого процесса познания и мышления, а также изучение нравственных категорий и ценностей. К числу предельных философских вопросов относятся, например, вопросы «Познаваем ли мир?», «Существует ли Бог?», «Что такое истина?», «Что такое хорошо?», «Что есть Человек?», «Что первично — материя или сознание?», «В чём смысл жизни?» и другие.

Хотя иногда философию определяют более узко, в качестве науки с определённым предметом изучения[6], такой подход встречает возражения современных философов, настаивающих на том, что философия представляет собой скорее мировоззрение, общий критический подход к познанию всего сущего, который применим к любому объекту или концепции.. В этом смысле каждый человек хотя бы изредка занимается философией, то есть размышляет.

Философия фактически существует в виде множества различных философских учений, которые могут противостоять друг другу, но при этом и дополняют друг друга.

Философия включает в себя множество областей, от метафизики, 

эпистемологии, 

этики, 

эстетики, 

политической философии и 

философии науки 

до философии дизайна (англ.)русск. 

и философии кино (англ.)русск.

 

Те области познания, для которых удаётся выработать ясную и работоспособную методологическую парадигму, выделяются из философии в научные дисциплины, как, например, в своё время из философии выделились физика, биология и психология.

Дальнейшая конкретизация определения философии переходит к описанию её различных отделов[8]. Философия подразделяется по двум основным измерениям: по предметам изучения и по «типам», то есть по различным школам и концепциям.

Первое измерение выделяет области применения философии[⇨]. Разумеется, провести такое деление можно по-разному. Одной из наиболее крупных таких сегментаций является разделение философии на метафизику (вопросы бытия, существования), эпистемологию (вопросы познания) и аксиологию (вопросы ценностей и морали). Иначе, в более классическом варианте, помимо трёх областей, перечисленных выше, в отдельные предметы выделяются также логика (совершенствование рационального философского аппарата) и история философии (критический анализ (англ.)русск. философских концепций прошлого)[8]. К Аристотелю восходит разделение философии на теоретическую, практическую и поэтическую (творческую).

Второе измерение выделяет различные философские школы и методологии

 

. Наиболее крупным таким разделением является, например, выделение в отдельный сегмент всей западной философии, то есть совокупности античной философии и всех философских школ и направлений, впоследствии возникших в Западной Европе и в США, включая, например, немецкую классическую философию, французскую философию и др. Исторически, вследствие языковых и пространственных барьеров, различные философские школы оказывались локализованными внутри конкретных стран и народов, как, например, древнегреческая философия, китайская философия или немецкая философия. Начиная с XVII века с постепенным развитием глобализации национальные и географические различия стали играть меньшую роль, и различные философские течения, становясь интернациональными, стали получать названия, не привязанные к географии и к культуре, как, например, марксизм, экзистенциализм, и другие. Вместе с этим на сегодняшний день сохраняются некоторые культурно-языковые различия, формирующие различные философские направления. Одним из важнейших таких разделений является разделение современной философии на континентальную философию, включающую в себя главным образом работы французских и немецких современных философов, и аналитическую философию, которая преимущественно развивается в англоязычных странах.

Начиная с античности, философия получает универсальное значение особого жизненного пути, принадлежность к разным философским школам требует от адептов приверженности разным жизненным стилям.

В аналитической философии философия языка исследует природу языка, отношения между языком, пользователями языка и миром. Исследования могут включать изучение природы значения, интенциональности, референции, структуры предложений, концепций, обученияи мышления.

Готлоб Фреге и Бертран Рассел были ключевыми фигурами в "лингвистическом повороте"аналитической философии. За этими писателями последовали Людвиг Витгенштейн (Логико-философский трактат), Венский кружок, а также логические позитивистыи Уиллард Ван Орман Куайн.[2]

В континентальной философииязык не изучается как отдельная дисциплина. Скорее, это неразрывная часть многих других областей мысли, таких как феноменология, структурная семиотика,[3] язык математики, герменевтика, экзистенциализм, деконструкция и критическая теория.

Филосо́фия языка́ — исследовательская область философии, выявляющая основополагающую роль языка и речи в познании и структурах сознания и знания[1].

Философия языка — одно из центральных направлений исследований в современной западной философии, в центре внимания которого представление о языке как ключе к пониманию мышления и знания. Предшественниками философско-лингвистического направления[уточнить] были Аристотель (трактат «Категории»), И. Кант (разработка категорий рассудка), Ж. Ж. Руссо (идеи о происхождении письменности), Дж. Милль (вклад в теорию референции), В. Гумбольдт и другие[источник не указан 2846 дней].

Переход от философской классики к периоду философии языка связан с изменением объекта исследования: на место «идей» приходят лингвистические сущности — предложения и термины. Познающий субъект зачастую сдвигается на периферию познавательного процесса или вообще устраняется, и дискурс начинает рассматриваться как автономный[источник не указан 2846 дней].

В то же время так называемый «лингвистический поворот» характерен для чрезвычайно широкого спектра современных линий развития философии, в него попадают феноменология и герменевтика, структурализм и постструктурализм. Современная философия считает в принципе проблематичным отвлекаться от языкового аспекта философских проблем. Начиная со второй половины XX века, все основные разделы философии испытывают как минимум стилистическое влияние философско-лингвистических ходов мысли[источник не указан 2846 дней].

Таким образом, философия языка — это не просто отдельно взятое направление философских исследований (хотя возможны и более узкие определения, отождествляющие философию языка только с аналитической философией), но и особый стиль философского мышления, который связан с преимущественным интересом к вопросам о способах построения теорий и с изучением принципов упорядоченности средств выражения знаний[и

Основоположники и разработчики отдельных разделов

Готлоб Фреге, Фрэнк Пламптон Рамсей, Бертран Рассел, Сол Крипке, Ричард Монтегю — философы языка аналитической традиции, лежащей в области логического анализа

Людвиг Витгенштейн — создатель афоризма «смысл это использование»

Питер Фредерик Стросон — инициатор создания дескриптивной метафизики.

Эрнст Кассирер — теория языка как часть более общей теории символических форм

Фердинанд де Соссюр — основатель структурной лингвистики

Ноам Хомский и Джерри Фодор — синтаксический, вычислительный и знание-ориентированный подходы

Михаил Бахтин, Морис Бланшо, Поль де Ман, Джордж Стайнер — литераторы-теоретики, работы которых носили философский характер

Кит Доннеллан, Юрген Хабермас, Джон Лэнгшо Остин, Г. П. Грайс, Джон Сёрл — теоретики, ориентированные на проблемы применения языка

Мишель Фуко, Жак Деррида — авторы, осмыслявшие проблемы языка в рамках постструктурализма

Элен Сиксу, Юлия Кристева, Джудит Батлер — исследователи языка — феминистки

Валентин Волошинов, Росси-Ланди — теоретики языка — марксисты

Дональд Дэвидсон, Майкл Даммит — разработчики теории значения

Основные направления исследований

референция — представление, согласно которому значением или компонентом значения языкового выражения является тот предмет (или положение дел), на который это выражение указывает

смысл — идеальное содержание, идея, сущность, предназначение, конечная цель (ценность) языковых средств выражения и языка в целом

понимание — способность проникать в смысл частей языка и его целостной организации

интерпретация (от лат. interpretatio посредничество) — истолкование, разъяснение смысла (от этого отличают эстетическое измерение понятия «интерпретация» как творческого раскрытия какого-либо художественного произведения, определяющегося идейно-художественным замыслом и индивидуальными особенностями артиста)

функции языка — раскрытие зависимостей языка от других явлений (мышления, культуры и др.) и внутренние закономерные характеристики связности отдельных языковых единиц: слов, предложений, текстов (в данном случае понятие «функция» получает сугубо философскую интерпретацию, в рамках которой подразумевается наличие некоторого явления, зависящего от другого и изменяющегося по мере изменения такого явления; от этого отличается математическое понимание функции как закона, по которому каждому значению переменной величины (аргумента) ставится в соответствие некоторая определенная величина и (или) сама эта величина, а также биологическое значение функции как работы, производимой органом или организмом и социологическое значение, совпадающее с ролью какого-либо явления в рамках общественной жизни, либо обязанностью, кругом деятельности отдельных людей и социума в целом)

коммуникация — (от лат. communicatio) — акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанные на взаимопонимании; сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц; от этого отличают географическое понимание понятия «коммуникация» как формы связывания отдаленных районов при помощи технических средств (почтовое сообщение, телеграф, телефон и др.)

перевод — основания, методы и смысл истолкования слов, предложений и текстов одного языка в эквивалентных единицах другого языка

соотношение истины, мысли и практики как сложного процесса, в рамках которого адекватное отображение в сознании воспринимающего всего существующего независимо от сознания (то есть объективно) сопоставляется с элементарными актами мышления и непосредственной деятельностью людей, в ходе которой люди преобразуют материальный мир и общество

семантика

теория значения

ФЯ

ФЯ

Ф

 

Что самое общее для всех? — Надежда; ибо если у кого более ничего нет, то она есть.

 

Фалес Милетский

ЗАДАЙТЕ ВОПРОС ФИЛОСОФУ