ДОМЛИТ

PRO

 

УЧЕНЫЕ МИРА - БУДУЩЕЕ  ЦИВИЛИЗАЦИИ

ТВОЙ ДОМ ТАМ, ГДЕ СПОКОЙНЫ ТВОИ МЫСЛИ

КОНФУЦИЙ

ФИЛОСОФИЯ  СЕГОДНЯ

 

ФИЛОСОФИЯ

 

ТЕМА МЕСЯЦА

Язык —

лучший

посредник

для установления дружбы

и

согласия.

 

Эразм Роттердамский

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»

 

Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в

Международной научной конференции

«Бренное и вечное:

мифология и социальные технологии

цифровой цивилизации».

 Происходящая сегодня диджитальная революция превращается в решающий фактор трансформации современной цивилизации, формирует новые модели идентичности и принципы социальной коммуникации. Смена традиционных мифосимволических сценариев обоснования миссии человека, общества и культуры порождает специфический, цифровой формат их визуализации и интерпретации. Эти тенденции настоятельно требуют комплексного гуманитарного осмысления, экспертизы и дальнейшего управленческого сопровождения процессов диджитализации социокультурного пространства, внедрения и популяризации именно культурно-антропологических моделей освоения и развития цифровых технологий. Для участия в конференции приглашаются философы, культурологи, социологи, антропологи, экономисты, психологи, филологи, историки, этнографы, журналисты, маркетологи, арт-менеджеры, специалисты в области PR-деятельности и т.д.

            Срок проведения конференции: 22-23 ноября 2021 г.

Место проведения: Гуманитарный институт ФГБОУ ВО «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород, Антоново 1).

ОТСЮДА

 

 

 

Цифровизация жизни человека ставит множество новых философско-культурных вопросов. Многие из них обсудят на международной научной конференции «Бренное и вечное: мифология и социальные технологии цифровой цивилизации», которая пройдёт в Новгородском университете 22-23 ноября.

— Участники расскажут о том, какие вызовы для человека формирует появление и использование новых технологических возможностей, — рассказывает заведующий кафедрой философии, культурологии и социологии НовГУ Сергей Маленко. — Многие авторы в осмыслении этой темы отошли от чистой теории и абстракции к анализу человеческого опыта в использовании цифровых технологий. Ведь они дают нам определённые возможности, но мы не до конца понимаем, как они влияют на наше мировоззрение, какие вопросы перед нами ставят?

На конференции прозвучит 124 доклада от учёных из разных регионов России. Среди них — философы, культурологи, социологи, антропологи, экономисты, психологи, филологи, историки, этнографы и многие другие.

Исследователи обсудят мифологию цифрового мира — её социальные, культурные или политические аспекты. Участники представят результаты изучения искусства в лабиринтах цифровых мифологий, исторических корней современных медийных мифологий. Одной из основных тем конференции станет влияние технологий на трансформацию моделей идентичности.

«Бренное и вечное» — одна из старейших научных конференций в Новгородском университете. Её проводят с 1998 года.

ФИЛОСОФИЯ

ИМЕНА  МЕСЯЦА

ДОМЛИТ  ПРЕДСТАВЛЯЕТ

 

 МЫСЛИТЕЛЕЙ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЕЖЕМЕСЯЧНО 

ВЫКЛАДЫВАЕМ ПО РАЗДЕЛАМ

НА САЙТЕ!

 

ДОМЛИТ  ПРЕДСТАВЛЯЕТ

 

ХУДОЖНИКОВ И АРХИТЕКТОРОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЕЖЕМЕСЯЧНО 

ВЫКЛАДЫВАЕМ ПО РАЗДЕЛАМ

НА САЙТЕ!!

 

 

«Прекраснее всего — мир, ибо он творение Бога»;

«Больше всего — пространство, ибо оно объемлет всё»;

«Быстрее всего — ум, ибо он обегает всё»;

«Сильнее всего — неизбежность, ибо она властвует всем»;

«Мудрее всего — время, ибо оно раскрывает всё»;

«Что на свете трудно?» — «Познать себя!»

МАРТ

АПРЕЛЬ

ОКТЯБРЬ

ФИЛОСОФИЯ  СЕГОДНЯ

 

ФИЛОСОФИЯ  СЕГОДНЯ

 

ФИЛОСОФИЯ  СЕГОДНЯ

 

Филосо́фия (др.-греч. φιλοσοφία дословно «любомудрие; любовь к мудрости») — особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках, предельно обобщающих понятиях и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познания, бытия человека, об отношении человека и мира.. К задачам философии на протяжении веков относились как изучение всеобщих законов развития мира и общества, так и изучение самого процесса познания и мышления, а также изучение нравственных категорий и ценностей. К числу предельных философских вопросов относятся, например, вопросы «Познаваем ли мир?», «Существует ли Бог?», «Что такое истина?», «Что такое хорошо?», «Что есть Человек?», «Что первично — материя или сознание?», «В чём смысл жизни?» и другие.

Хотя иногда философию определяют более узко, в качестве науки с определённым предметом изучения[6], такой подход встречает возражения современных философов, настаивающих на том, что философия представляет собой скорее мировоззрение, общий критический подход к познанию всего сущего, который применим к любому объекту или концепции.. В этом смысле каждый человек хотя бы изредка занимается философией, то есть размышляет.

Философия фактически существует в виде множества различных философских учений, которые могут противостоять друг другу, но при этом и дополняют друг друга.

Философия включает в себя множество областей, от метафизики, 

эпистемологии, 

этики, 

эстетики, 

политической философии и 

философии науки 

до философии дизайна (англ.)русск. 

и философии кино (англ.)русск.

 

Те области познания, для которых удаётся выработать ясную и работоспособную методологическую парадигму, выделяются из философии в научные дисциплины, как, например, в своё время из философии выделились физика, биология и психология.

Дальнейшая конкретизация определения философии переходит к описанию её различных отделов[8]. Философия подразделяется по двум основным измерениям: по предметам изучения и по «типам», то есть по различным школам и концепциям.

Первое измерение выделяет области применения философии[⇨]. Разумеется, провести такое деление можно по-разному. Одной из наиболее крупных таких сегментаций является разделение философии на метафизику (вопросы бытия, существования), эпистемологию (вопросы познания) и аксиологию (вопросы ценностей и морали). Иначе, в более классическом варианте, помимо трёх областей, перечисленных выше, в отдельные предметы выделяются также логика (совершенствование рационального философского аппарата) и история философии (критический анализ (англ.)русск. философских концепций прошлого)[8]. К Аристотелю восходит разделение философии на теоретическую, практическую и поэтическую (творческую).

Второе измерение выделяет различные философские школы и методологии

 

. Наиболее крупным таким разделением является, например, выделение в отдельный сегмент всей западной философии, то есть совокупности античной философии и всех философских школ и направлений, впоследствии возникших в Западной Европе и в США, включая, например, немецкую классическую философию, французскую философию и др. Исторически, вследствие языковых и пространственных барьеров, различные философские школы оказывались локализованными внутри конкретных стран и народов, как, например, древнегреческая философия, китайская философия или немецкая философия. Начиная с XVII века с постепенным развитием глобализации национальные и географические различия стали играть меньшую роль, и различные философские течения, становясь интернациональными, стали получать названия, не привязанные к географии и к культуре, как, например, марксизм, экзистенциализм, и другие. Вместе с этим на сегодняшний день сохраняются некоторые культурно-языковые различия, формирующие различные философские направления. Одним из важнейших таких разделений является разделение современной философии на континентальную философию, включающую в себя главным образом работы французских и немецких современных философов, и аналитическую философию, которая преимущественно развивается в англоязычных странах.

Начиная с античности, философия получает универсальное значение особого жизненного пути, принадлежность к разным философским школам требует от адептов приверженности разным жизненным стилям.

В аналитической философии философия языка исследует природу языка, отношения между языком, пользователями языка и миром. Исследования могут включать изучение природы значения, интенциональности, референции, структуры предложений, концепций, обученияи мышления.

Готлоб Фреге и Бертран Рассел были ключевыми фигурами в "лингвистическом повороте"аналитической философии. За этими писателями последовали Людвиг Витгенштейн (Логико-философский трактат), Венский кружок, а также логические позитивистыи Уиллард Ван Орман Куайн.[2]

В континентальной философииязык не изучается как отдельная дисциплина. Скорее, это неразрывная часть многих других областей мысли, таких как феноменология, структурная семиотика,[3] язык математики, герменевтика, экзистенциализм, деконструкция и критическая теория.

Филосо́фия языка́ — исследовательская область философии, выявляющая основополагающую роль языка и речи в познании и структурах сознания и знания[1].

Философия языка — одно из центральных направлений исследований в современной западной философии, в центре внимания которого представление о языке как ключе к пониманию мышления и знания. Предшественниками философско-лингвистического направления[уточнить] были Аристотель (трактат «Категории»), И. Кант (разработка категорий рассудка), Ж. Ж. Руссо (идеи о происхождении письменности), Дж. Милль (вклад в теорию референции), В. Гумбольдт и другие[источник не указан 2846 дней].

Переход от философской классики к периоду философии языка связан с изменением объекта исследования: на место «идей» приходят лингвистические сущности — предложения и термины. Познающий субъект зачастую сдвигается на периферию познавательного процесса или вообще устраняется, и дискурс начинает рассматриваться как автономный[источник не указан 2846 дней].

В то же время так называемый «лингвистический поворот» характерен для чрезвычайно широкого спектра современных линий развития философии, в него попадают феноменология и герменевтика, структурализм и постструктурализм. Современная философия считает в принципе проблематичным отвлекаться от языкового аспекта философских проблем. Начиная со второй половины XX века, все основные разделы философии испытывают как минимум стилистическое влияние философско-лингвистических ходов мысли[источник не указан 2846 дней].

Таким образом, философия языка — это не просто отдельно взятое направление философских исследований (хотя возможны и более узкие определения, отождествляющие философию языка только с аналитической философией), но и особый стиль философского мышления, который связан с преимущественным интересом к вопросам о способах построения теорий и с изучением принципов упорядоченности средств выражения знаний[и

Основоположники и разработчики отдельных разделов

Готлоб Фреге, Фрэнк Пламптон Рамсей, Бертран Рассел, Сол Крипке, Ричард Монтегю — философы языка аналитической традиции, лежащей в области логического анализа

Людвиг Витгенштейн — создатель афоризма «смысл это использование»

Питер Фредерик Стросон — инициатор создания дескриптивной метафизики.

Эрнст Кассирер — теория языка как часть более общей теории символических форм

Фердинанд де Соссюр — основатель структурной лингвистики

Ноам Хомский и Джерри Фодор — синтаксический, вычислительный и знание-ориентированный подходы

Михаил Бахтин, Морис Бланшо, Поль де Ман, Джордж Стайнер — литераторы-теоретики, работы которых носили философский характер

Кит Доннеллан, Юрген Хабермас, Джон Лэнгшо Остин, Г. П. Грайс, Джон Сёрл — теоретики, ориентированные на проблемы применения языка

Мишель Фуко, Жак Деррида — авторы, осмыслявшие проблемы языка в рамках постструктурализма

Элен Сиксу, Юлия Кристева, Джудит Батлер — исследователи языка — феминистки

Валентин Волошинов, Росси-Ланди — теоретики языка — марксисты

Дональд Дэвидсон, Майкл Даммит — разработчики теории значения

Основные направления исследований

референция — представление, согласно которому значением или компонентом значения языкового выражения является тот предмет (или положение дел), на который это выражение указывает

смысл — идеальное содержание, идея, сущность, предназначение, конечная цель (ценность) языковых средств выражения и языка в целом

понимание — способность проникать в смысл частей языка и его целостной организации

интерпретация (от лат. interpretatio посредничество) — истолкование, разъяснение смысла (от этого отличают эстетическое измерение понятия «интерпретация» как творческого раскрытия какого-либо художественного произведения, определяющегося идейно-художественным замыслом и индивидуальными особенностями артиста)

функции языка — раскрытие зависимостей языка от других явлений (мышления, культуры и др.) и внутренние закономерные характеристики связности отдельных языковых единиц: слов, предложений, текстов (в данном случае понятие «функция» получает сугубо философскую интерпретацию, в рамках которой подразумевается наличие некоторого явления, зависящего от другого и изменяющегося по мере изменения такого явления; от этого отличается математическое понимание функции как закона, по которому каждому значению переменной величины (аргумента) ставится в соответствие некоторая определенная величина и (или) сама эта величина, а также биологическое значение функции как работы, производимой органом или организмом и социологическое значение, совпадающее с ролью какого-либо явления в рамках общественной жизни, либо обязанностью, кругом деятельности отдельных людей и социума в целом)

коммуникация — (от лат. communicatio) — акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанные на взаимопонимании; сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц; от этого отличают географическое понимание понятия «коммуникация» как формы связывания отдаленных районов при помощи технических средств (почтовое сообщение, телеграф, телефон и др.)

перевод — основания, методы и смысл истолкования слов, предложений и текстов одного языка в эквивалентных единицах другого языка

соотношение истины, мысли и практики как сложного процесса, в рамках которого адекватное отображение в сознании воспринимающего всего существующего независимо от сознания (то есть объективно) сопоставляется с элементарными актами мышления и непосредственной деятельностью людей, в ходе которой люди преобразуют материальный мир и общество

семантика

теория значения

ФЯ

ФЯ

Ф

 

Что самое общее для всех? — Надежда; ибо если у кого более ничего нет, то она есть.

 

Фалес Милетский

ЗАДАЙТЕ ВОПРОС ФИЛОСОФУ