ДОМЛИТ

PRO

 

УЧЕНЫЕ МИРА - БУДУЩЕЕ  ЦИВИЛИЗАЦИИ

ТВОЙ ДОМ ТАМ, ГДЕ СПОКОЙНЫ ТВОИ МЫСЛИ

КОНФУЦИЙ

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ  СЕГОДНЯ

 

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

 

ТЕМА МЕСЯЦА

Язык —

лучший

посредник

для установления дружбы

и

согласия.

 

Эразм Роттердамский

Круглый стол

«Человек: открытая целостность»*

14-15 января 2022 г.

 

ПРОГРАММА

 

Динамика трансформации социального бытия от цифровизации до биотехнологий может быть концептуализирована как антропологический переход, выявляющий противоречия в социально-демографических тенденциях; поднимающий этические и психоаналитические вопросы ассистированной репродукции и ее культурно-антропологических последствий; нормативно-правовые аспекты современных методов прокреации. Этот сложноорганизованный проблемокомплекс выводит термин прокреации на уровень философского концепта. Фактором фокусировки осмысления выступает субъектность, уникальное сознание самости индивида как источник, средство и результат происходящих и грядущих трансформаций образов человека в метапостметафизическом пространстве мыследеятельности.

Меж- и транс-дисциплинарный характер проблемной ситуации стимулирует поиск концептуальной базы интеграции, комбинаторики и осмысления аналитических практик, что актуализирует обновленную риторику убеждений, персональной ответственности перед собой, научным сообществом и обществом в целом. Стоит вопрос о принципах обновленного этоса дискурсивных практик в ситуационном анализе конкретных кейсов, удерживающих связь с нормогенезом ценностных приоритетов в формировании прокреативной целостности человека.

Коммуникативный характер дискурсивных практик реализуетсяв зоне обмена смыслами, словами и поступками. Речь идет о терминологическом ресурсе концепирования, обладающего неаддитивным, синергетическим эффектом, который обеспечивает необходимую «избыточность» смыслообразования, не всегда схватываемого в однозначных дисциплинарных терминах, что влияет на возможное многообразие конфигураций целостности человека в процессе прокреации.

Зона обмена формируется нелинейно, имеет, как правило, спонтанный и ситуационный характер возникновения порядка из хаоса обсуждения разнородных, порой конфликтных суждений при решении исследуемой проблемы, подчеркивая комплексный характер социогуманитарной экспертизы прокреации в ее расширенном толковании. Уточняющей прописью прокреации как параметрической модели дискурсивных практик может выступить акцентуация на ретро-преадаптации и форсайт-предиктивности, что выводит рассматриваемые практики на социокультурный инжиринг результативности и введения в научный и практический обиход новых терминов и концептов (феномен лингвокреативности). Последнее дает возможность динамического смыкания фундаментальных и прикладных способов исследования прокреации с учетом сопоставления языка научного и повседневного дискурса в трансдисциплинарной перспективе практической философии.

 

 

Руководитель проекта – д. филос.н., в.н.с. сектора междисциплинарных проблем научно-технического развития Института Философии РАН Л.П. Киященко.

 

Организаторы серии мероприятий в рамках гранта:

д.филос.н., в.н.с. Института Философии РАН Л.П. Киященко

стажер-исследователь Института Философии РАН А.В. Голофаст

 

Для участия просьба просим Вас прислать Ваше ФИО, основное место работы и предварительную тему Вашего выступления по адресу: l.p.kiyaschchenko@gmail.com.

 

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

 

ИМЕНА  МЕСЯЦА

ДОМЛИТ  ПРЕДСТАВЛЯЕТ

 

 МЫСЛИТЕЛЕЙ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЕЖЕМЕСЯЧНО 

ВЫКЛАДЫВАЕМ ПО РАЗДЕЛАМ

НА САЙТЕ!

 

ДОМЛИТ  ПРЕДСТАВЛЯЕТ

 

ХУДОЖНИКОВ И АРХИТЕКТОРОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЕЖЕМЕСЯЧНО 

ВЫКЛАДЫВАЕМ ПО РАЗДЕЛАМ

НА САЙТЕ!!

 

Владимир Николаевич Топоров  — советский и российский лингвист и филолог. Доктор филологических наук, действительный член АН СССР (1990). Занимался исследованиями в области славистики, индологии, балтистики и индоевропеистики. Один из основателей московско-тартуской семиотической школы. Создатель (совместно с Вяч. Вс. Ивановым) «теории основного мифа».

ОКТЯБРЬ

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ  СЕГОДНЯ

 

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ  СЕГОДНЯ

 

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ  СЕГОДНЯ

 

Литературове́дение (лат. lit(t)eratura, — «написанное» от lit(t)era — «буква» + ведать — «знать») — наука, изучающая художественную литературу как явление человеческой культуры. Следует различать литературоведение и литературную критику.


Главные отрасли: теория литературы, история литературы. Некоторые учёные[кто?] также выделяют фольклористику как главную отрасль литературоведения.

В литературоведении есть много направлений, в том числе нетрадиционных — психоаналитическое и психиатрическое.

Вспомогательными дисциплинами являются библиография, текстология, палеография.


Русский термин «литературоведение» является калькой с нем. Literaturwissenschaft[1]. Немецкий термин введён германистом Эрнстом Эльстером в его книге Prinzipien der Literaturwissenschaft (1897). В русском языке слово «литературоведение» появилось в начале 1920-х, в широком употреблении с 1924—1925 годов

 

Литературная теория (с греческого — наблюдение, исследование) — это отрасль литературоведения, которая научно осмысливает и обобщает закономерности, а также особенности развития художественного творчества, разрабатывает и систематизирует литературные понятия. Она может быть разделена на два вида:

сравнительную (основывается на изучении текстов из различных источников, стран, эпох)

общую литературную теорию (основывается на изучении её формы)

Литературная теория как абстрактная, обобщающая и отдельная наука формировалась постепенно на основе размышлений, анализа художественного творчества, искусства вообще. В процессе дифференциации гуманитарных знаний сформировалась в конце XVIII—XIX веков, продолжая взаимодействовать с философией, эстетикой, поэтикой, историей литературы и литературной критикой.

Также система научных понятий, которую ввела эта теория литературы, является достаточно сложной и разнообразной. Она может делиться на несколько разделов. Прежде всего теория литературы изучает сущность, содержание и форму художественной литературы, её специфику и её функции как самостоятельного вида искусства и самостоятельной науки. Далее в литературную теорию входит её разделение на роды и жанры. Рене Веллек написал сочинения на тему теории литературы в 8 томах (о том, какова литературная теория в разных эпохах и странах).

Основными жанрами, которые изучает теория литературы, являются монография, статья, обзор, эссе. К основным задачам теории литературы принадлежит рассмотрение закономерностей развития языка художественной литературы, особенностей стихосложения и тому подобное.

 

 

ли

или

История литературы

 

Литература Древнего мира

Шумерская

Древнеегипетская

Аккадская (Ассиро-Вавилонская)

Хеттская

Хурритская

Угаритско-финикийская

Классическая литература Древней Азии

Древнекитайская

Древнеиндийская

Древнеиранская

Древнееврейская

Античная литература

Древнегреческая

Древнеримская

Средневековая литература

Древнеанглийская

Древнеболгарская

Французская куртуазная литература

Немецкая

Византийская

Древнерусская

Литература Нового и Новейшего времени

Возрождение (Италия

Франция

Англия

Германия

Нидерланды

Испания и Португалия)XVII век

 

Барокко

Классицизм

XVIII век

 

Просвещение

XIX век

 

Романтизм

Реализм

Золотой век русской литературы

XX век и XXI век

 

Модернизм

Постмодернизм

История литературы — историческое развитие литературных трудов в прозе или поэзии, которое было призвано обеспечить развлечение, просвещение или инструкцию читателю/слушателю/наблюдателю, а также развитие литературных методов, используемых в этих трудах.

История литературы началась в бронзовом веке с изобретения письменности в Месопотамии и Древнем Египте (рубеж четвертого и третьего тысячелетий до н. э.). Однако первые известные литературные произведения датируются XXVII—XXVI вв до н. э.

 

ЗАДАЙТЕ ВОПРОС ЛИТЕРАТУРОВЕДУ