ДОМЛИТ

PRO

 

УЧЕНЫЕ МИРА - БУДУЩЕЕ  ЦИВИЛИЗАЦИИ

ТВОЙ ДОМ ТАМ, ГДЕ СПОКОЙНЫ ТВОИ МЫСЛИ

КОНФУЦИЙ

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ  СЕГОДНЯ

 

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

 

ТЕМА МЕСЯЦА

Язык —

лучший

посредник

для установления дружбы

и

согласия.

 

Эразм Роттердамский

О МЕРОПРИЯТИИ

Цель: Конференция организуется к в юбилейный год Ф.М. Достоевского, чтобы почтить память великого русского писателя и философа и определить влияние его творчества на современную отечественную и мировую философскую мысль. Организаторы предполагают, что философская интуиция Достоевского предвосхитила множество тем, проблем и процессов, которые и сегодня обладают мощным генеративным потенциалом. Конференция нацелена на реконструкцию и (ре)контекстуализацию идей, которые поднимал в свое время Достоевский, на обнаружение их связи с теми актуальными проблемами современной философии, которые (и в этом состоит перформативный потенциал философии) концептуализируют их значение только сегодня. Речь идет в первую очередь о современной герменевтике и экзистенциальной аналитике.
Организаторы рассчитывают стимулировать новый этап критического освоения творчества Достоевского, что позволит увидеть новые горизонты развития современной философской и более широко ‒ гуманитарной — мысли, оценить состояние, качественный уровень и области применения
философской рефлексии. В этом контексте особое значение приобретают философская антропология Достоевского и вопрос о ее влиянии на философию университетского образования.

Новизна тематики конференции состоит в ее обращенности к предвестиям Достоевского как к философскому предпониманию современных процессов к тому, что помогает рассмотреть и истолковать те (де)конструктивные процессы в культуре и философии, свидетелями которых мы
сегодня являемся. Актуальным представляется обращение к «языковому миру» Достоевского, к той живой среде, с помощью которой писатель создает уникальное философское пространство гуманитарного опыта, в котором определяются важнейшие формулировки его мирововоззрения.
Таким образом, возникает ещё одна важная цель конференции — инициировать и поддержать непрерывность философской аналитической работы с Текстом Достоевского как с тем, что актуализирует осмысление настоящего.
Предстоящее обсуждение может проходить в различных формах научного дискурса (публикации результатов научных исследований, обмен собственными идеями и собственным исследовательским опытом, знакомство и установление творческих контактов между философскими (гуманитарными) сообществами различных университетов и творческими организациями). Организаторы конференции рассчитывают на то, что дискуссии помогут выработке образцов современной философской мысли, установлению новых связей с гуманитарной традицией, развитию взаимосозидающих отношений между ее участниками.

На конференции для обсуждения предлагаются следующие темы:
1) Достоевский и современность.
2) Мировоззрение, метафизика и мироощущение Достоевского.
3) Противоборство бытия и небытия в творчестве Достоевского.
4) Авторитет Достоевского в исследовании психической жизни, жизни подсознания.
5) Экзистенциальная аналитика как философский метод Достоевского.
6) Герменевтические мотивы творчества Достоевского.
7) «Философия трагедии» Достоевского.
8) «Трагический миф» Достоевского в истолковании русской философской критики.
9) Достоевский и специфика миросозерцания и мироощущения русской философии XIX в.
10) Достоевский в русской религиозно-философской мысли Серебряного века.
11) Влияние Достоевского на русский модернизм.
12) Достоевский и европейская философия XIX–XX вв.: проблемы восприятия и влияния.
13) Близость и разногласия мировоззренческих основ творчества Достоевского и европейского
экзистенциализма.
14) Творчество Достоевского и самоинтерпретация современного философского дискурса.
15) Потенциал литературного наследия Достоевского для критического самосознания
современной гуманитарной мысли.

К участию в конференции приглашаются:
– преподаватели, аспиранты, научно-исследовательские коллективы российских и зарубежных университетов и институтов;
– исследователи русской философии, культуры, философской и культурной антропологии, социологии, культурологии, психологии, истории, политологии, международных отношений, семиологии, филологии, лингвистики, журналистики и других научных дисциплин и направлений,
включая концептуальные и прикладные направления.

ОРГАНИЗАТОРЫ

Институтом мировой литературы имени А.М. Горького РАН

ФОРМА УЧАСТИЯ

дистанционная

НАУКОМЕТРИЧЕСКИЕ БАЗЫ ДАННЫХ

РИНЦ

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

тел.: +74956905030
эл. адрес: info@imli.ru

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

 

ИМЕНА  МЕСЯЦА

ДОМЛИТ  ПРЕДСТАВЛЯЕТ

 

 МЫСЛИТЕЛЕЙ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЕЖЕМЕСЯЧНО 

ВЫКЛАДЫВАЕМ ПО РАЗДЕЛАМ

НА САЙТЕ!

 

ДОМЛИТ  ПРЕДСТАВЛЯЕТ

 

ХУДОЖНИКОВ И АРХИТЕКТОРОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЕЖЕМЕСЯЧНО 

ВЫКЛАДЫВАЕМ ПО РАЗДЕЛАМ

НА САЙТЕ!!

 

Владимир Николаевич Топоров  — советский и российский лингвист и филолог. Доктор филологических наук, действительный член АН СССР (1990). Занимался исследованиями в области славистики, индологии, балтистики и индоевропеистики. Один из основателей московско-тартуской семиотической школы. Создатель (совместно с Вяч. Вс. Ивановым) «теории основного мифа».

ИЮНЬ

ОКТЯБРЬ

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ  СЕГОДНЯ

 

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ  СЕГОДНЯ

 

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ  СЕГОДНЯ

 

Литературове́дение (лат. lit(t)eratura, — «написанное» от lit(t)era — «буква» + ведать — «знать») — наука, изучающая художественную литературу как явление человеческой культуры. Следует различать литературоведение и литературную критику.


Главные отрасли: теория литературы, история литературы. Некоторые учёные[кто?] также выделяют фольклористику как главную отрасль литературоведения.

В литературоведении есть много направлений, в том числе нетрадиционных — психоаналитическое и психиатрическое.

Вспомогательными дисциплинами являются библиография, текстология, палеография.


Русский термин «литературоведение» является калькой с нем. Literaturwissenschaft[1]. Немецкий термин введён германистом Эрнстом Эльстером в его книге Prinzipien der Literaturwissenschaft (1897). В русском языке слово «литературоведение» появилось в начале 1920-х, в широком употреблении с 1924—1925 годов

 

Литературная теория (с греческого — наблюдение, исследование) — это отрасль литературоведения, которая научно осмысливает и обобщает закономерности, а также особенности развития художественного творчества, разрабатывает и систематизирует литературные понятия. Она может быть разделена на два вида:

сравнительную (основывается на изучении текстов из различных источников, стран, эпох)

общую литературную теорию (основывается на изучении её формы)

Литературная теория как абстрактная, обобщающая и отдельная наука формировалась постепенно на основе размышлений, анализа художественного творчества, искусства вообще. В процессе дифференциации гуманитарных знаний сформировалась в конце XVIII—XIX веков, продолжая взаимодействовать с философией, эстетикой, поэтикой, историей литературы и литературной критикой.

Также система научных понятий, которую ввела эта теория литературы, является достаточно сложной и разнообразной. Она может делиться на несколько разделов. Прежде всего теория литературы изучает сущность, содержание и форму художественной литературы, её специфику и её функции как самостоятельного вида искусства и самостоятельной науки. Далее в литературную теорию входит её разделение на роды и жанры. Рене Веллек написал сочинения на тему теории литературы в 8 томах (о том, какова литературная теория в разных эпохах и странах).

Основными жанрами, которые изучает теория литературы, являются монография, статья, обзор, эссе. К основным задачам теории литературы принадлежит рассмотрение закономерностей развития языка художественной литературы, особенностей стихосложения и тому подобное.

 

 

ли

или

История литературы

 

Литература Древнего мира

Шумерская

Древнеегипетская

Аккадская (Ассиро-Вавилонская)

Хеттская

Хурритская

Угаритско-финикийская

Классическая литература Древней Азии

Древнекитайская

Древнеиндийская

Древнеиранская

Древнееврейская

Античная литература

Древнегреческая

Древнеримская

Средневековая литература

Древнеанглийская

Древнеболгарская

Французская куртуазная литература

Немецкая

Византийская

Древнерусская

Литература Нового и Новейшего времени

Возрождение (Италия

Франция

Англия

Германия

Нидерланды

Испания и Португалия)XVII век

 

Барокко

Классицизм

XVIII век

 

Просвещение

XIX век

 

Романтизм

Реализм

Золотой век русской литературы

XX век и XXI век

 

Модернизм

Постмодернизм

История литературы — историческое развитие литературных трудов в прозе или поэзии, которое было призвано обеспечить развлечение, просвещение или инструкцию читателю/слушателю/наблюдателю, а также развитие литературных методов, используемых в этих трудах.

История литературы началась в бронзовом веке с изобретения письменности в Месопотамии и Древнем Египте (рубеж четвертого и третьего тысячелетий до н. э.). Однако первые известные литературные произведения датируются XXVII—XXVI вв до н. э.

 

ЗАДАЙТЕ ВОПРОС ЛИТЕРАТУРОВЕДУ